Готический стиль в архитектуре
Содержание:
- Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)
- Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
- Деревянные стеновые панели и комбинированная отделка
- Франция: лучистая и пламенеющая готика
- СРЕДСТВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
- Ранняя готика в Нормандии
- Элементы готики в современном коттеджном строительстве
- Особенности архитектуры
- Готическая культура
- Ланцетовидная готика, ранний период
- Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
- Готический стиль в архитектуре: история
- Франция: ранняя готика
- Русская готика
- Другие европейские соборы готики Средневековья
- Архитектурные стили Модерна
Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)
Границы современных европейских государств многократно менялись, а некоторые государства, которые когда-то существовали и имели богатую культуру, вовсе исчезли. К таким исчезнувшим государствам относится герцогство Фландрия, на землях которого находятся современные Бельгия и Голландия. В период средневековья графство было богатейшим краем и имело достаточно развитые традиции городской архитектуры. Иногда, в литературе, искусство Фландрии называют фламандским, мы также будем придерживаться этого термина.
Уникальным во фламандской готике является то, что местные архитекторы смогли синтезировать в один общий стиль элементы крупнейших национальных стилей Франции, Германии и Англии. Из Франции была взята классическая основа, от Германии склонность к развитию гражданской архитектуры, а Англия подарила .
Собор святого Румбольда в Мехелене, сочетание английского и французского течений
Со временем сформировалось большое количество региональных архитектурных течений (названия происходят от названий регионов): 1) брабантская готика сочетает в себе элементы и английского ланцетного; 2) шельдская готика ориентирована на северофранцузские образцы архитектуры; 3) кемпенская готика (разновидность ) характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала, примерами являются церкви в городе Хогстратене (Голландия); 4) демерская готика (регион реки Демер) отличается использованием железистого песчаника.
Ратуша в Брюгге, Бельгия, фасад
Готический зал, Ратуша в Брюгге, 14 век, реставрация 19 века
До сих пор гордостью фламандской готики остаются светские постройки: ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, биржа Антверпене.
Крупные постройки:
- Церковь святых Михаила и Гудулы в Брюсселе, 1226-1485 гг., самая яркая готическая постройка в Бельгии, строительство заняло более двух столетий;
- Кафедральный собор святого Румольда в Мехелене, Бельгия, 1200-1528 гг. собор имеет явные признаки английской ланцетной готики (главная прямоугольная башня);
- Собор святого Иоанна в городе Хертогенбос, Нидерланды, 1220-1525 гг., часть здания выполнена из красного кирпича и относится к стилю , пример синтеза разных направлений;
- Рыцарский зал или Риддерзаал, Гаага, XIII в., средневековое здание в составе королевской резиденции, использовалось в качестве тронного зала, для торжественных придворных мероприятий и официальных приёмов;
- Ратуша в Брюгге, Бельгия, 1376-1421 гг., шедевр фламандской готики, особый интерес представляет интерьер готического зала, который был реконструирован в XIX веке в стиле неоготики и дополнился роскошными расписными орнаментами на стенах;
- Ратуша в Лёвене, Бельгия, 1440-1469 гг, пример поздней брабантской готики, интерьеры здания почти не сохранились и были перестроены в более поздних стилях.
Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.
Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента
Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.
И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля
Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.
Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления
На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.
Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов
Деревянные стеновые панели и комбинированная отделка
В XIX веке получило широкое распространения отделка стен деревянными стеновыми панелями. В Англии было принято отделывать только нижнюю часть стены (), а верхняя часть отделывалась другим материалом, таким образом получалась комбинированная отделка. Благодаря тому, что именно в Англии готический стиль был наиболее популярен, интерьеры того времени включали данный модный тип декора. Постепенно подобный стиль распространился на другие страны Европы.
Замок Лизмор Банкетный зал
Огромный зал столовой в замке Лизмор был оформлен Огастесом Пьюджином. Нижняя часть стены закрыта деревянными панелями, а верхняя обоями с геральдическим орнаментом. Кстати, обоям мы также обязаны англичанам, именно на Туманном альбионе приобрел популярность подобный тип оформления. Можно сказать, что перед нами типичное помещение викторианской эпохи.
Библиотека замка в Леднице, Чехия, 19 в.
Библиотека (Чехия) была оформлена английскими декораторами. Здесь мы видим такую же классическую готическую отделку стен: нижняя часть – деревянные панели, верхняя – обои с геральдическим орнаментом.
Спальня короля в Замке Нойшванштайн, Германия
Стеновые панели со сложным готическим орнаментом использованы в королевской готической (Германия). Подобный сложный декор отсылает нас к типу оформления стен в древних соборах, только в них применялась не деревянная, а каменная резьба. Верхняя часть стен покрыта гобеленами с изображениями героев древних немецких сказаний (общий стиль Замка Нойшванштайн).
Спальня герцогини в замке Сихров, Чехия, 19 в.
Спальня в Замке Сихров (Чехия) оформлена достаточно необычно. Здесь мы видим комбинацию небольших деревянных панелей с отделкой стены шёлком
Обратите внимание на деревянный потолочный карниз, который имеет традиционные готические орнаменты в виде четырёхлистников
Франция: лучистая и пламенеющая готика
Ранняя готика во Франции сменилась лучистой (середина XIII в.) и затем пламенеющей (до XVI в.). Оба периода получили свое название по характеру декора и резьбы в виде расходящихся лучей и языков пламени. Изменения в это время в основном касались декоративных, а не конструктивных аспектов. Здания достигли большей высоты — до 48 м, например в соборе Бове, стены делались все более легкими, арочные проемы увеличивались, все больше использовались витражи.
В пламенеющей готике, появившейся в конце XIV в. и распространенной до конца XVI в., к этим чертам добавился обильный декор. Изменения коснулось в первую очередь внешнего вида зданий, хотя некоторые детали интерьеров также отошли от прежней простоты.
Переходный стиль резьбы. Собор Сент-Уан. Руан
Западное окно с похожей на пламя наружной ажурной резьбой, демонстрирует переход от лучистого к пламенеющему стилю.
Пламенеющий стиль. Собор Труа
Относящийся к XVI в, западный фасад собора в Труа — яркий пример пламенеющей готики с архитектурным декором, напоминающим языки пламени.
Глухая аркада. Собор. Бове
Каждая деталь портала трансепта собора в Бове украшена, причем здесь использована «слепая» ажурная резьба, в которой промежутки между каменным узором заполнены не стеклом, а камнем.
СРЕДСТВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Часто говорилось, что грандиозные культовые здания Франции явились результатом кропотливого и терпеливого векового труда. И действительно, бедствия этой эпохи вызывали многочисленные и длительные перерывы в работе; но когда работы производились, они могли поспорить по темпам с нашими наилучше организованными строительствами. Первый камень собора Парижской Богоматери был заложен в 1163 г., а в 1196 г. уже возводили крышу. Мы видели, с какой быстротой изменялся стиль в эпоху постройки Амьеиского собора; но неф Амьеиского собора был сооружен в один прием в такой короткий срок, что от основания его до вершины изменения в стиле едва уловимы.
Население чувствовало потребность ознаменовать свое новое социальное положение новыми по типу зданиями. Не только строили заново, но стремились также обновить здания предшествующей эпохи, и для этого не отступали перед самыми смелыми перестройками, начиная с фундаментов. Байе, Сен-Реми в Реймсе, неф собора в Мане — все это примеры сооружений, получивших совершенно новую оболочку, перестроенных от основания до крыши.
Наконец, если принять во внимание, что в то время, когда воздвигались соборы, строилось невероятное количество церквей в самых маленьких деревушках, то можно составить себе представление о той деятельности, равную которой редко можно найти в другие архитектурные эпохи. Какими же средствами располагали для одновременного осуществления такого количества предпринятых работ? Налоги бывали двоякого рода: деньгами и даровым трудом
Какими же средствами располагали для одновременного осуществления такого количества предпринятых работ? Налоги бывали двоякого рода: деньгами и даровым трудом.
Денежные налоги. — Для постройки соборов наиболее значительным источником было, конечно, ассигнование самих городских общин, как бы олицетворявших себя в своей величественной постройке. Затем на эти нужды шли: часть выручки за индульгенции, передаваемая попечителям работ, и пожертвования, которые собирались странствующими проповедниками.
В реестрах собора в Отене упоминаются налоги, взысканные с капитула, и передача на строительные нужды доходов от вакантных церковных приходов. В некоторых соборах, как в Руанском и Буржском, имеются башни, название которых сохраняет воспоминание о льготах, создавших фонд для их постройки *.
Примечание: Руанская башня, как и одна из башен собора в Бурже, сохранила прозвание «масляной», поскольку участвующим в строительстве ее была дана льгота есть масло во время так называемого великого поста. См. Еnbart, упом. соч.
Что касается приходских церквей, то там существовал обычай (сохранившийся до последних дней старого режима), по которому содержание нефа возлагалось на жителей, а содержание хора — на сеньора. Без сомнения, подобное разделение обязательств имело место и во время строительных работ, и это объясняет странные несоответствия: великолепное святилище рядом с бедным нефом, монументальная башня при более чем скромном здании; каждый заботился о той части здания, которая была поручена ему, и не проявлял интереса к соседним частям.
Даровой труд. — Что касается добровольного участия в строительстве, то папы и епископы поощряли его, приравнивая заслуги верующих, записывающихся на постройки, к заслугам солдат, отправляющихся на освобождение Палестины.
Население откликалось на этот призыв массами; среди других примеров сохранилось воспоминание об участии населения в постройке Шартрского собора и церкви Сен-Пьер сюр Див. Но это была помощь скорее кажущаяся, чем действительная. Если бы эти массы рабочих рук были правильно организованы, то с ними можно было бы осуществить постройки римского масштаба; но именно организации и не хватало, и производительность труда была настолько низка, насколько это может быть при всякой неоплачиваемой и добровольной работе. Хроники повествуют, что при постройке Сен-Пьер сюр Див тысяча человек впрягались в одну телегу; сделаем поправку на несомненное преувеличение, — все же чувствуется, что этот избыток рабочих рук создавал скорее помеху, чем действительную помощь, поскольку масса приходила не столько ради работы на постройке, сколько ради индульгенций; в конечном счете настоящими строителями больших готических зданий во Франции были оплачиваемые рабочие.
Ранняя готика в Нормандии
Эксперименты с готическими элементами также проводились в Нормандии в конце XI и XII веках. В 1098 году аббатству Лессей была предоставлена ранняя версия хора с заостренным ребристым сводом . Церковь Сен-Пьер-де-Лизье , построенная в 1170-х годах, отличалась более современными четырехчастными ребристыми сводами и аркбутанами. Другие эксперименты с готическими ребристыми сводами и другими элементами проводились в Кане , в церквях двух больших церквей королевских аббатств, аббатства Сент-Этьен, Кана и аббатства Сент-Трините, Кан , но они остались в основном нормандскими романскими церквями. .
Руанский собор имел примечательные черты ранней готики, добавленные после того, как в 1185 году архиепископ Готье де Кутанс перестроил интерьер из романского в готический . Новому готическому нефу было придано четыре уровня, а у более позднего хора — три новых, модных.
Элементы готики в современном коттеджном строительстве
В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.
Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей
Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.
Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:
- конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
- компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
- окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.
В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.
Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля
1 из 6
Watch this video on YouTube
Особенности архитектуры
В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.
Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.
Дуомо, Милан
Архитектура. XXI век
Сегодня готический стиль стал историей, большая часть современных зданий несет в себе черты более лаконичных стилей. Моду диктуют хай-тек, неоклассика, конструктивизм, модерн, что особенно заметно в архитектуре крупных городских построек.
Эти стили оказали заметное влияние и на малоэтажное домостроение, однако частное загородное строительство намного больше открыто экспериментам, а заказчики – выражению собственной индивидуальности.
Это интересно: 152,Генрих Мореплаватель: кратко
Готическая культура
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.
С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.
В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.
В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.
Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.
В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.
Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.
Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.
Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.
Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.
Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.
Ланцетовидная готика, ранний период
Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что , где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.
Кентерберийский собор, башня
Название направления «ланцетовидный», связано с распространённой в это время формой окон – узких, высоких, с небольшим стрельчатым завершением. Слово происходит от понятия «ланцет» — заострённый клинок.
Постройки:
- Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
- Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
- Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.
Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
Готический стиль в архитектуре: история
Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:
- ранняя готика -12 век;
- высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
- пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.
Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.
Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.
По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.
Франция: ранняя готика
Все важнейшие элементы готики: стрельчатые арки, нервюрные своды и аркбутаны — встречались уже в романских зданиях. Широкое использование всех этих элементов во Франции в XII в. привело к возникновению стиля, доминировавшего в европейской архитектуре в течение 350 лет. Для него характерны здания с подчеркнутыми вертикалями, облегченными стенами, хорошо освещенные через большие окна, застекленные дорогим цветным стеклом.
По мере эволюции стиля, эти черты также получали все большее и большее развитие. Скульптурные украшения ранней готики следовали поздним романским формам, но к XIII в. готический стиль полностью освободился от этого влияния как в формах, так в деталях украшений.
Нервюрный свод
В нервюрных сводах, таких как этот свод XIII в., дерево использовалось лишь для ребер, а сам свод был каменным, что ускоряло строительство.
Западный фасад. Собор в Шартре
На этом фасаде видны три портала, соответствовавшие нефам, круглое окно-роза и две башни. Такая композиция типична для готического портала.
Стрельчатые арки. Аббатство Понтиньи
В соборе аббатства преобладают стрельчатые арки. Их форма подчеркивает устремление ввысь готических соборов. Их можно было использовать как в квадратных, так и в прямоугольных пролетах, что существенно увеличивало возможности планировки.
Русская готика
В некоторых искусствоведческих энциклопедиях к готическому стилю относят средневековые церковные и светские постройки, действительно, они имеют отдельные признаки стиля, но такой взгляд не является традиционным, всё-таки византийская архитектура далека от классической французской. Если присмотреться к деталям фасада Спасской башни Московского Кремля, то также можно найти явные готические элементы, здесь очевидно влияние западной Европы. Для строительства Кремля приглашались мастера из Италии. Но, опять же, всё это только отдельные элементы, нельзя сказать, что в России имело место какое-то бурное развитие стиля в средневековый период.
Полноценное развитие стиля началось в XVIII-XIX веках с наступлением эпохи неоготики.
1. Православные церкви в готическом стиле. Изначально готический стиль был стилем католических соборов, поэтому в православных храмах он не использовался принципиально. Однако в конце XVIII века архитекторы начали предпринимать попытки адаптировать западную архитектуру к православной традиции. Широкого распространения данное архитектурное течение не получило, тем не менее было возведено несколько построек.
Чесменская церковь, русская готика
Крупнейшие церковные постройки:
- Чесменская церковь, 1777-1780, Санкт-Петербург, стилизации под готику в екатерининскую эпоху;
- Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф, автор проекта немецкий архитектор К.Ф.Шинкель;
Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика
2. Светские здания и частные интерьеры. В русской готике периода историзма было много эклектичного (смешения стилей), как и в других странах Европы. Нельзя сказать, что сформировались какие-то уникальные национальные особенности, большинство проектов были авторскими, архитекторы, зачастую, импровизировали с интерьерными элементами, а не следовали каким-то однообразным правилам.
Воронцовский дворец в Крыму, парадная столовая, проект английского архитектора Блера
Великобритания XIX века считалась центром новой готической культуры, поэтому во многих русских интерьерах можно увидеть подражание (английскому). Очень часто в готическом стиле выполнялся интерьер только одного или нескольких помещений в здании.
Крупные постройки и отдельные интерьеры:
- Александровский зал Зимнего дворца, Санкт-Петербург, 1837 г., автор проекта А.П. Брюллов, в интерьере смешаны элементы готики, ампира и русские национальные орнаменты;
- Воронцовский дворец в Крыму, 1828-1848 гг., автор проекта – английский архитектор Эдвард Блэр, проект здания выполнен в стиле историзм и имеет черты различных стилей, но с ярко выраженными английскими чертами в интерьерах.
- Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., архитектор ;
- Интерьер столовой в Особняке Кёльха, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг., столовая имеет роскошное оформление элементами с деревянной резьбой.
- , Санкт-Петербург, 1894-1895 гг., архитектор – А.Ф. Красовский.
Другие европейские соборы готики Средневековья
Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.
Кентерберийский собор, Wikimedia
Магдебургский собор,
Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.
Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.
А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.
Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.
Миланский собор,
Архитектурные стили Модерна
Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.
Ар Нуво (Арт-Нуво)
Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.
Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.
Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма. Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.
Арт Деко (Ар-Деко)
Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.
Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.
Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США
Модерн Рациональный
В 1930-1937 гг. Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.
Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.