Патина: что это такое? как сделать патинирование дерева и мебели своими руками?
Содержание:
Патинирование дерева
Процесс этот обозначает метод состаривания дерева для того, чтобы визуально придать ему возраст. Прием активно используется в классических и деревенских интерьерах кухни, поскольку в этих случаях предполагается, что мебелью и другими предметами быта пользуются очень давно.
Технология способов разная, но цель одна – придать дереву или древесному материалу налет, который образуется на массиве при длительном сроке эксплуатации. Причем налет этот возникает когда за мебелью ухаживают, а не только пользуются, и поэтому так высоко оценивается с эстетической точки зрения.
В домашних условиях воспроизвести патину на древесине или металле не так уж сложно. Наш мастер-класс предлагает множество вариантов, реально выполнимых своими руками.
Использовать можно и восковую, и битумную, и акриловую патину – в зависимости от будущего вида изделия, собственного умения и характера материала.
Стоит сразу отметить, что для патинирования металла и древесины обычно пользуются разными способами, хотя есть исключения.
- Морилка – самый обычный состав для придания древесине более темного благородного оттенка. Морилка комбинируется с предварительным брашированием (удалением мягких древесных волокон) и обработкой шеллачной грунтовкой или античным воском. Способ прекрасно подходит для выполнения в домашних условиях, но ограничивает выбор естественной гаммой цветов: цвета серебра, золота, латуни здесь недопустимы. Для плит МДФ и ДСП любой мастер-класс метод применять не разрешает.
- Битумная патина – наносить ее можно обычной губкой, а стирать – уайт-спиртом. Битумный состав легко впитывается в поры, проявляя древесную структуру и состаривая древесину. Результат нужно закрепить лаком, лучше всего шеллачным. Для патинирования по металлу способ не годится.
- Акриловая патина – средство универсальное и подходит для обработки и древесины, и металла, и гипса. Акриловая краска-патина может иметь любой цвет, в том числе и модный оттенок серебра и золота. Наносится как на всю поверхность – ровные фасады, так и на резьбу или выпуклости. Акриловую краску чаще всего комбинируют чтобы обеспечить контраст между темным естественным цветом и «состаривающим»: например, дуб и золото, белый дуб и серебро, орех и красное золото и так далее.
Акриловая краска может смешиваться и накладываться слой за слоем, создавая очень сложные визуальные эффекты: соответствующие рекомендации всегда можно получить в мастер-классе на форумах. К тому же акриловая краска прекрасно комбинируется с декупажем, лакировкой, покраской и другими способами декорирования.
- Восковая патина обеспечивает не только эффект старины, но и красивейшие переливы цвета, включая и металлические – серебра, латуни, бронзы. Причем такой эффект получают на древесине. Восковая патина идеальна для выделения резьбы, медленно застывает и очень удобна для любых работ своими руками. Любой мастер-класс рекомендует применять восковый состав на резной мебели обеденной группы.
- Шеллачный лак сам по себе создает желтоватый или красно-коричневый оттенок в зависимости от количества слоев. Порой этого достаточно чтобы создать эффект состаривания, особенно в сочетании с декупажем. Однако практически любой мастер-класс предлагает применять шеллачный лак в качестве финишного или промежуточного покрытия не только при декупаже, но и покраске.
- Масляная патина – любой мастер-класс рекомендует использовать состав и для древесины, и для металла. По свойствам он напоминает восковый и также медленно застывает. В классической технике декупажа использовать его нельзя, поскольку масляная патина растворяет бумагу.
Цвета патины
Чтобы удачно подобрать расцветку кухни, стоит сопоставить базовый тон фасадов и патины, а также учесть другие важные нюансы.
Белая
Белая кухня — хорошее решение для большинства стилей. Этот тон смотрится элегантно, красиво, свежо, при этом нейтрально. Белые фасады будут гармонировать с любым оттенком патины, напоминая антиквариат. Декорировать такую кухню можно зеленым, синим, лиловым тоном, а также серебром и золотом.
Коричневая
Этот вариант замечательно подходит для кантри-стиля, помогает приблизить интерьер к деревенскому. Патину на коричневых фасадах можно делать серой, зеленоватой, синеватой, бежевой. В классическом стиле лучше взять для патинирования золотую краску.
Черная
После нанесения патины черные фасады кухонного гарнитура обретут довольно необычный вид. Применять такой дизайн можно не всегда: например, для сложной, резной мебели он не годится. Нужно, чтобы гарнитур был простым по оформлению, а само помещение — светлым, просторным. Патину стоит сделать золотой, серебряной или белой, как и фурнитуру.
Бежевая и айвори
Подобные тона прекрасно подходят для классики, прованса, с ними сочетается патина любого цвета. Чтобы кухня оставалась нежной и светлой, стоит выполнять патинирование не слишком темными тонами: серым, голубым, зеленоватым, лиловым, золотистым.
Серая
Кухня стального цвета смотрится дорого и благородно. Самое роскошное сочетание получается с патиной белого, черного, голубого оттенка. Особенно хорошо подобное решение подходит для малогабаритной кухни, хотя в просторном помещении тоже будет выглядеть неплохо.
Зеленая
Подобный вариант идеально подходит для стиля шебби-шик, поскольку зеленые фасады изящны и нежны, воздушны на вид. Чтобы визуально не перегружать кухню, не стоит применять насыщенные тона зелени, лучше будут смотреться более светлые. Зеленый удачно комбинируется с патиной бежевого, коричневого, белого, серого цвета.
Красная
Красная мебель на кухне — яркий и смелый вариант, но вполне уместный для данного помещения
Важно лишь не злоупотреблять слишком сочными тонами, а выбирать более приглушенные, ближе к бордовым. С разными оттенками красного неплохо сочетается патина черного, коричневого, бежевого, серого, белого тона
Старинный комод
Подобный старинный комод освежит комнату, принесет в нее легкое напоминание о том, что было когда-то. Его нетрудно сделать из только что приобретенного в магазине предмета обстановки или действительно старого, добавив ручки под старину, немного фантазии и творчества. А после – уже никто не отличит эту «древность» от настоящего наследства вашей прабабушки.
Чтобы сделать патинирование такого типа, не надо быть мастером. Технология очень проста. Ознакомьтесь с описанием работы, и вы все поймете.
Подготовьте все необходимое к состариванию комода
- Деревянный комод,
- краска,
- морилка,
- парафиновая свеча,
- матовый акриловый лак,
- кисти,
- наждачная шкурка,
- старая ветошь.
Пошаговая инструкция
- Демонтируйте ручки с дверок и ящичков комода.
- Наждачной шкуркой отшлифуйте внешние деревянные поверхности, удалите остатки лакового покрытия.
- Удалите пыль с комода.
- Покройте декорируемые поверхности защитным средством (грунтовкой). Оставьте на 8-10 часов для высыхания.
- Парафиновой свечкой натрите наиболее выступающие участки комода.
- Нанесите на комод грубыми мазками плотный слой акриловой краски нужного вам цвета. Чтобы окрасить фасадную часть ящичков, достаньте их. Оставьте изделие на 12-24 часа, чтобы краска полностью высохла.
- С помощью шкурки очень легкими движениями растирайте краску в местах, где был нанесен парафин. После того как некоторые участки сотрутся, пройдитесь по поверхности сухой ветошью.
- После удаления лишнего слоя краски удалите пыль и загрязнения с поверхности комода.
- Покройте изделие тонким слоем матового акрилового лака. Оставьте для высыхания на 4-6 часов.
Это интересно: Что визуально уменьшает комнату
Популярность состаренной мебели
Как ни крути, все новое – это хорошо забытое старое. Временами в моду возвращаются вещи, которые внешне похожи на используемые когда-то нашими прабабушками. Притом, несмотря на кажущуюся древность, смотрятся они очень стильно и органично. Это касается и мебели, а не только одежды или сувениров, техники или ряда других предметов. Притом не обязательно использовать именно старые вещи – в ряде случаев они могут быть и совершенно новыми, просто искусственно состаренными.
Патина и ее виды
Морилку часто используют для реставрации предметов мебели
Эффекта искусственного состаривания можно добиться при помощи ряда несложных методик. Для этого могут применяться различные химические вещества, а также механические или термические методы. Искусственное состаривание – это технология имитации под старину. Притом отделать таким образом можно не только мебель, но и двери или окна и т. д. Сейчас состаренная мебель считается достаточно престижной и красивой, она кажется очень надежной и нередко, вопреки мнению, что у человека просто нет денег на покупку новой, может считаться предметом роскоши.
Классическая белая кухня с позолотой
Таблица. Способы состаривания мебели.
Методика | Описание |
---|---|
Химический |
Это самый лучший способ, позволяющий состарить мебель из дерева. Притом это самый легкий вариант, который можно реализовать в домашних условиях. Как правило, мебель просто достаточно обработать каким-то химическим веществом (например, нашатырным спиртом, если речь идет о лиственных породах древесины) и все. С хвойными фасадами придется немного повозиться. Впрочем, химический метод в любом случае связан с использованием различных химических соединений, в том числе и краски. К этой же методике относится и так называемое патинирование. |
Механический |
Этот вариант подойдет, если хочется воплотить в жизнь эффект, который создают насекомые в процессе своей жизни. То есть таким образом обработанная мебель будет казаться изъеденной ими. Для этого нужно будет использовать шило и гвозди, и сделать с их помощью незначительные дорожки или впадины. Главное – не забыть поврежденную поверхность очистить от получившегося мусора и покрыть защитным средством. |
Термический |
Этот вариант тоже довольно прост и заключается в выжигании ряда элементов при помощи того же паяльника или специальных приспособлений. На дереве появится его природный рисунок. Достаточно убрать щеткой образовавшийся нагар, а поверхность покрыть морилкой, и мебель превратится в настоящий раритет. |
Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием
Уважаемый «господин комод»
Классическое состаривание акриловыми красками
Это интересно: Безопасные и стильные материалы для детской: излагаем вопрос
Нанесение патины на древесину своими руками
Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.
Подготовительный этап
Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.
Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности
Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:
- нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
- после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
- шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
- собственно патинирование.
Нанесение патины при помощи морилки
Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:
- На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
- Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
- Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
- По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.
Классический способ
Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.
Также стандартная технология может подразумевать такие действия:
- нанести патину темного оттенка;
- дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
- вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
- по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
- закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.
Техника кракелюр
Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:
поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.
При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.
Искусственные потертости
Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:
- краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
- после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
- наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
- производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
- покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.
Приобретенная патина
Статуя Свободы получает свой знаменитый зеленый цвет из , сформированной на ее поверхности меди.
Зеленая патина, которая естественным образом образуется на меди и бронзе, иногда называемая зеленоватой , обычно состоит из различных смесей хлоридов , сульфидов , сульфатов и карбонатов меди в зависимости от условий окружающей среды, таких как серосодержащие кислотные дожди . В сельской местности с чистым воздухом патина создается медленной химической реакцией меди с углекислым газом и водой, в результате чего образуется основной карбонат меди . В промышленной и городской воздушной среде, содержащей сернисто- кислотные дожди от угольных электростанций или промышленных процессов, конечная патина в основном состоит из сульфидов или сульфатных соединений.
Слой патины образуется в течение многих лет при естественном выветривании. В зданиях во влажной прибрежной / морской среде слой патины образуется быстрее, чем в сухих внутренних районах.
в посольствах Северных стран (Берлин)
Облицовка фасада ( медная облицовка ; ) медными сплавами, например, латунью или бронзой, будет выдерживать различные погодные условия не так, как «чистая» медная облицовка. Даже стойкий золотой цвет возможен с облицовкой из медного сплава, например, Colston Hall в Бристоле или Novotel в Paddington Central в Лондоне.
Старинное и хорошо использованное огнестрельное оружие часто покрывается слоем ржавчины на затворе, стволе или других стальных деталях после того, как первоначальная отделка изношена. Этот слой ржавчины часто ошибочно называют патиной.
Подробности
Патинирование древесины и разновидности средства
Налет на древесину чаще всего ни о чем хорошем не скажет, потому что появляется при поражении гнилью или грибком. Но на древесине с высокой плотностью и твердости, малочувствительной к воде – к примеру, дуб, темная или белая патина станут настоящим указанием на старину. Мебель в обычной гостиной часто подвергают патинированию искусственного типа, потому что получить налет естественного типа крайне сложно. Для улучшения эффекта следует сочетать механические и химические способы. Для древесины используют несколько составов, и их покупают в строительных маркетах.
- Густая патина – продается в виде пасты, и обычно, является двухкомпонентной. Обычно таким образом получают светло-коричневые, золотые или красноватые оттенки. Для эффекта позолоты основой станет естественный цвет древесины – к примеру, того же дуба.
- Жидкая – по сути, это особенный лаковый состав, который придает древесине светловато желтый или даже золотистый оттенок, который присущ старинному ясеню или дубу.
- Фацетный лаковый состав – он не совсем является патиной, скорее, эффектом старины на базе растрескивания. После просыхания лак начнет покрываться самыми тонкими трещинками, как это бывает на очень старой древесине.
Разновидности покрытий можно комбинировать, чтобы получить другие, более интересные эффекты.
Патина на металле
Изделия из металла в интерьере гостиной или спальни встречаются не так часто и обычно являются предметами декоративными и небольшими по размеру – бра, люстры, подставки, подсвечники и остальное. Несмотря на то, что новое изделие имеет яркий блеск и красивый цвет, желающих придавать им не такой современный вид, находится весьма много. А так как ждать, пока этот эффект будет достигнут естественный путем, долго, прибегают к применению химических веществ.
Виды патины
Оттенки и разновидности пленки на различных типах металлов при различных условиях отличаются и очень заметно.
- Более привлекательно выглядит эффект состаривания на поверхности серебра. Металл достаточно инертный, и пленка появляется обычно при реакции с серой, создавая оттенки с переливами от светлого желтого до бирюзового и малинового. Патина черного цвета появляется при воздействии хлоридов и аминокислот. Дикая разновидность этого рода не самая красивая – пленка грубая, а еще наступает выступать над поверхность. А вот чернение серебряных поверхностей помогают придавать изделию редкое изящество.
-
Золото – благородный металл в реакции практически не вступает. Но если сплав содержит никель или медь, могут спустя время появляться светлые коричневые или даже оранжевые пятна. Намного больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на базе золотого цвета. Эффект этот исключительно декоративный и создается краской золотого цвета, и при этом реализовать можно патину по дереву и металлу – к примеру, на дубовой древесине.
- Обычно в гостиной сталкиваются с бронзовыми и медными изделиями, а иногда с железными, если будет идти речь о гостиной в стиле лофт. На медной поверхности голубая и зеленая пленка обусловлена отложением ацетатом меди, хлоридов, черная – образованием сульфита или оксида. Патина красного цвета тоже сформирована хлорными солями, но обычно образуется искусственным методом. Патина коричневого цвета начинает проявляться при воздействии солей аммония. Для меди почти все виды отложения являются относительно безопасными, что и превратит кованые медные изделия как прекрасный декор для гостиной.
- А вот для бронзы голубые и зеленые покрытия представляют опасность. Декоративной краской патиной для сплава является лишь пленка черного цвета. Искусственным образом они достигаются за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в опилках из меди.
Отличие натурального налета
Естественную патину невозможно подделать и искусственно создать, так как это воздействие природы уникально и накладывалось на предметы веками. Ее пытались подделывать различными способами с использованием химических реактивов, и тем не менее естественный слой отличается от подделки наличием кристаллов, распознаваемых под микроскопом.
На сегодняшний день вся наносимая на изделия патина относится к разновидностям декора, и данный метод называется патинированием. При этом способе на предметы искусства, бронзовые памятники, скульптуры наносят специальные окислители, защищающие материал от коррозии и выцветания. Также патинирование накладывает на памятники дух истории, так как они олицетворяют значимые события прошлого.
Особенности технологии патинирования
Определение «патина» первоначально характеризовало появление на изделиях из меди и ее сплавов тонкой пленки окислов, которая придавала предмету «постаревший» вид. Современная технология патинирования позволяет состарить деревянные поверхности, элементы мебели и изделия в целом, что значительно повышает их декоративность.
Промышленная технология патинирования достаточно сложна, однако существуют упрощенные, способы состаривания, которые при наличии доступных реактивов и определенных навыков химика-любителя и реставратора позволят придать предметам антикварный вид.
Для того чтобы не испортить мебельное изделие, перед его патинированием необходимо опробовать выбранный способ на каком-либо куске дерева.
Наиболее простым и безопасным способом состаривания для мебели считается втирание темного воска в ее поверхность. Это придает ей вид естественного, связанного не с небрежным уходом, а с временем, загрязнения.
Для повышения декоративности и естественности старения многие реставраторы используют обычные, соответствующие по цвету краски, «разбавляя» их бронзовым или алюминиевым порошком (пудрой). Все эти материалы можно найти в магазинах строительно-отделочных аксессуаров. Кроме того, в последнее время в продаже появились специальные наборы для патинирования, в которые входят не только окрашивающе-декорирующие составы, но и инструмент, необходимый для выполнения операций.
На заметку!
Кроме металлической пудры потребуется различная по абразивности наждачная бумага, ватные или поролоновые тампоны, для состаривания больших по площади деревянных поверхностей – малярный валик.
Следует учитывать, что домашнее патинирование является по своей сути обычным окрашиванием, при котором вместо стандартных красок используются специальные составы, которые не меняют структуру дерева, действительно старя ее, а лишь придают изделию антикварный вид. Это покрытие, в случае неудачного эксперимента или не понравившегося внешнего вида, можно без нанесения значительного вреда легко удалить с поверхности предмета.
Наиболее часто эксперименты по искусственному старению проводятся в отношении мебели. Для этого можно использовать стулья, столы, комоды, шкафы, которые потеряли свою внешнюю привлекательность, а их дизайн не соответствует требованиям времени.
Из вполне крепких, функционально пригодных мебельных изделий, можно сформировать интерьер жилого помещения или кухонной комнаты в одном из ретро-стилей. Помимо прикладных задач по повышению декоративности рассматриваемая технология реставрации преследует и практические цели. Нанесенный новый лакокрасочный слой не только изменит внешний вид мебельных предметов, но и дополнительно защитит поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.