Как пользоваться мультиметром: руководство для чайников
Содержание:
- Как пользоваться мультиметром?
- Цены на популярные модели мультитестеров
- Классификация мультиметров
- Как проверять амперы в разных устройствах?
- Как подготовится к тестированию автомобильных проводов
- Внешний вид
- Использование батарейки
- Зачем проверять батарейки
- Мультиметр полуавтомат или автомат
- Замыкание контактов в режиме измерения сопротивления
- Галогеновые лампочки
- Как прозвонить коллекторный двигатель
Как пользоваться мультиметром?
При проведении измерения нужного параметра прибор подключается непосредственно в электрическую цепь. Для определения тока аппарат соединяется последовательно с элементами схемы. При измерении напряжения на нужном элементе щупы подключаются параллельно ему.
Как измерить сопротивление?
Последовательность действий:
- подсоединение проводов щупов в нужные гнезда прибора;
- установка диапазона на переключателе;
- подключение щупов параллельно измеряемому элементу;
- считывание показания.
Выбор нужного диапазона на переключателе производится по таким правилам:
- Если уровень сопротивления элемента известен, а надо определить его годность или соответствие характеристики номиналу, то предел выбирается близким к значению сопротивления, с небольшим превышением.
- Если уровень данного параметра неизвестен и может колебаться в очень широком диапазоне, то вначале устанавливается максимальный режим. Постепенно снижая границы, устанавливается оптимальный предел измерений.
Если при измерении сопротивления отображается значение «1», то это означает, что его величина превышает максимальное значение выбранного диапазона. Необходимо переключиться на следующий режим.
Как замерить силу постоянного тока?
Порядок проведения измерения силы тока аналогичен предыдущему варианту, но щупы подсоединяются последовательно, т.е. в разрыве электрической цепи. Провода щупа подключаются в нужные клеммы прибора с учетом величины измеряемого тока, а также полярности. Минус на схеме должен совпадать с клеммой «СОМ». Выбор пределов измерения проводится также, как описано выше.
При измерении значительной силы тока, т.е. в диапазоне до 10 А, продолжительность процедуры не должна превышать 12-15 сек.
Особенности определения переменного тока
При желании определить силу переменного тока следует помнить, что не все мультиметры имеют такую функцию. Например, модель М-831 измеряет только постоянный ток. Для того, чтобы иметь такую возможность, надо проверить наличие соответствующего обозначения на переключателе.
Если такая функция в приборе предусмотрена, то измерения проводятся аналогично предыдущему случаю. При этом не имеет значение, какой провод будет присоединен к клемме «СОМ».
Определение значений электрического напряжения
Чаще всего возникает потребность определения величины напряжения элемента питания – батарейки или аккумулятора.
В этом случае обеспечивается такая последовательность действий:
- Узнается номинал элемента по надписи на корпусе или паспорту. Для примера, рассмотрим батарею на 9 В.
- Устанавливается наиболее близкий диапазон измерения на переключателе. В рассматриваемом примере – 20 В.
- Щуп с черным проводом присоединяется к клемме «СОМ» на приборе и минусу на батарее, а щуп с красным проводом – с клеммой «VωmA» и плюсом батареи.
- Включается прибор и снимается показание с экрана.
Рекомендуем: Зачем нужны передвижные компрессорные станции
Когда измерение проводится на схеме, где неизвестно напряжение, то вначале устанавливается максимальный предел. Обычно он составляет 600 В, а затем постепенно уменьшается до оптимального диапазона. Щупы подсоединяются параллельно измеряемому элементу.
Величина переменного напряжения измеряется аналогично. Наиболее часто мультиметр используется при определении наличия и значения напряжения в розетке. В этом случае устанавливается верхний предел, а щупы вводятся в гнезда розетки.
Как прозванивать провода?
Один из распространенных способов выяснения причин выхода из строя бытовой техники – прозвонка проводов, т.е. определение целостности токопроводящей жилы. Задача решается путем измерения сопротивления на нижних пределах переключателя. В принципе сама величина сопротивления особого значения не имеет.
Тестирование проводится в таком порядке. Щупы присоединяются к разным концам измеряемого провода. Если он в норме, то сопротивление его оценивается в миллиоммах, т.е. близко к О. При наличии обрыва, цепь нарушается и значение сопротивления измеряется в мегаоммах, а на нижних пределах измерения будет показывать «1».
При проведении измерения в резисторах с большим значением сопротивления надо учитывать, что при целом проводе его сопротивление не будет ниже номинала, а при обрыве его величина значительно выше. Прозвонка мультиметром катушек проводится на диапазонах, соответствующих номинальному значению сопротивления элемента.
Цены на популярные модели мультитестеров
Здесь речь пойдет о том случае, когда стоимость действительно соответствует качеству. Простейшие приборы сейчас из Китая привозят за 300-500 рублей. Работают они недолго. Корпус капризный. О подсветке дисплея производитель даже не думал. Конденсаторы, резисторы мерить не получится, сеть 220 Вольт тоже. Ценовая категория до 2500 рублей – минимум, что необходимо для любителя. Профессионалу придется потратить от 5 до 25 тыс. рублей. И здесь все решает потребность. Когда требуется широкий спектр функциональных возможностей, за это придется платить. Однако в быто точность 5% вполне приемлема. Поэтому тратить больше 2,5 тысяч смысла не имеет.
Классификация мультиметров
Все тестирующие приборы делятся на цифровые (далее в статье речь будет идти только о цифровых мультиметрах) и аналоговые. Последние иначе называются стрелочными, по времени изобретения более ранние и менее совершенные.
Различия между устройствами состоят не столько в особенностях отображения информации – стрелочной шкалы у аналогового и жидкокристаллического дисплея у цифрового – но и в возможностях, а также удобстве работы.
При большем удобстве отслеживания небольших изменений измеряемого параметра (например, напряжения в сети), аналоговый мультиметр обладает большей погрешностью замеров
Кроме того, что очень важно при работе в неудобных условиях, стрелочный тестер требуется удерживать в неподвижном положении (чтобы избежать колебаний стрелки), цифровой же этого не требует
Как проверять амперы в разных устройствах?
Есть несколько видов проверки.
В зарядном устройстве
Зарядный прибор нужно проверять, если есть необходимость определить причину, по которой он неисправен. Сила тока у каждого определенного прибора отличается. Например, на телефонных и планшетных устройствах она одинаковая, а на автомобильных намного больше.
К сведению. Допустимая норма указана на этикетке изделия или нанесена на корпус, как маркировка.
Принцип действия точно такой же. Отличие заключается в том, что при малых размерах контактов на разъеме сложно выполнить подсоединение щупов.
Как измерить амперы мультиметром в зарядном устройстве, если в разъем не входят щупы:
- Внутрь контактов вставляются швейные иглы из стали.
- Для этого используют плоскогубцы, а на руки надевают перчатки.
- К кончикам иглы нужно подсоединить щупы через нагрузку.
- Если это невозможно, то нужно разобрать корпус агрегата. Так можно подключить щупы на вывод ЗУ в том месте, где припаян каждый кончик электрического провода.
Нужно грамотно соблюдать технику безопасности и обращать внимание на рекомендации от производителя. В некоторых изделиях запрещено вскрывать крышку, а другие и вовсе одноразовые, то есть не подлежат ремонту
В аккумуляторе
Проверить литий-ионный аккумулятор на автомобиле можно, выполнив следующее:
- Мультиметр ставится в режим вольтметра, на котором исследуется напряжение.
- Устанавливают диапазон в 0-20В.
- Замерять аккумулятор желательно только при отключении от питания транспортного средства.
- Красный щуп прикладывается на положительное гнездо.
- Черный щуп кладется на отрицательное гнездо через нагрузку.
- Полученные показания нужно зафиксировать.
Теперь необходимо оценить результат:
- Напряжение = 12,6 вольт. Устройство пригодно для эксплуатации. Нет необходимости выполнять зарядку.
- Напряжение меньше 12 В. Автомобильную батарею нужно поставить на зарядку. Она разрядилась.
- Показания более 15 В. Такой прибор запрещено применять. Это приведет к порче генератора. Необходимо приобретение нового аккумулятора.
К сведению. Чтобы получить точные данные, измерять их нужно спустя 6 часов после отключения от автомобиля.
В блоке питания
Вполне возможно осуществить проверку ампер мультиметром на блоке питания. Процедура выполняется на разрыв и обязательно применяется нагрузка. Принцип действия такой же, как и при работе с другим оборудованием. Нужно лишь отметить, что блок питания имеет высокую мощность. Соответственно, замеры делают максимально оперативно, до того, как нагреются провода щупов.
В качестве примера стоит рассмотреть ситуацию изучения блоков питания кассы, фотоаппарата, сотового телефона и т.д. В данном случае мультиметр нужен для измерения силы тока. Это необходимо для того, чтобы понять, работоспособен ли прибор. В некоторых случаях выдаваемое напряжение — вольтаж не всегда может гарантировать функционирование.
Изучение делается в разрыв с нагрузкой:
- Переключатель режима тестера нужно установить в максимальное значение в 10 ампер.
- Измерение блока питания с мощностью более 10 ампер запрещено на обычном мультиметре.
- Далее нужно разорвать цепь. Если нет возможности открыть корпус, перерезается одна жила из питающих проводов.
- Для замыкания один провод соединяется с щупом тестера, а второй подключается к питающей цепи — проводу, идущему с блока питания. Так происходит замыкание цепи на устройстве при помощи мультиметра.
- В качестве энергопотребителя выступает аккумулятор. Он полностью разряжен. Сила тока будет в два раза превышать рабочую.
- Постепенно с увеличением уровня зарядки можно наблюдать снижение силы тока, стремящийся к показателю 0.
Даже если стрелка не двигается с отметки 0, не стоит пугаться. Это не значит, что прибор сломан.
Внимание! Для измерения достаточно пары секунд. Если напряжение 12вольт, а сила тока составляет как минимум 3-5 ампер, то провода могут нагреться до такого состояния, когда произойдет их обугливание
Это может вывести из строя все агрегаты, подключенные к цепи.
В автомобиле
Для определения пригодности генератора транспортного средства к эксплуатации, нужно проверить уровень его заряда. Правила применения прибора те же самые, что с аккумулятором. При некорректных данных, необходимо проверить каждую составляющую устройства:
- щетки;
- кольца;
- диодный мост;
- регулятор напряжения;
- статорный прибор;
- ротор.
Как подготовится к тестированию автомобильных проводов
Пред тем как проверить проводку в автомобиле мультиметром, понадобится приготовить обычный цифровой бытовой мультиметр, измерительные щупы, длинную проволоку и зажимы «крокодилы». Также нужно будет иметь руководство по ремонту автомобиля и схему электропроводки.
Наличие электрической схемы цепи значительно упростит диагностику, поможет идентифицировать нагрузки, провода, переключателей и управляющих устройств в цепи. Благодаря чему, пользователь сможет понять, как ток должен течь в цепи, как она защищена, а также, в каком обычно замкнутом или разомкнутом состоянии она находится. Если схемы нет, ее можно купить или скачать из Интернета для конкретной марки автомобиля.
Проверка реле и предохранителей
Согласно Руководству по ремонту авто устанавливают, какой предохранитель или реле связаны с неработающим оборудованием. Если неработающих компонентов несколько, по схеме подключения определяют общие точки в цепи. Это существенно сузит области поиска неисправности.
Последовательность проверки:
- Выключают двигатель.
- Открывают крышку отсека предохранителей, который обычно находится под рулем или под капотом автомобиля, и обозначен небольшим электрическим знаком.
- На крышке блока предохранителей имеется руководство, позволяющее определить функцию каждого и найти его.
- Используя маленькие плоскогубцы, поставляемые с блоком, освобождают проверяемый предохранитель без усилий.
- Если при внешнем осмотре замечено черное пятно на цифрах или разорванная нить, то предохранитель перегорел и его необходимо заменить.
Для более точной проверки используют мультиметр в режиме прозвонки. Если предохранитель не звонится, то неисправен. Заменяют сгоревший предохранитель на новый с аналогичными характеристиками.
Визуальный осмотр проводки
Перед тем как прозвонить провода мультиметром в автомобиле, выполняют визуальный осмотр проводки. Для того чтобы найти поврежденный провод, открывают неработающее оборудование автомобиля и находят питающие провода. Во многих случаях для этого потребуется снятие внутренних отделочных панелей
Если провода заключены в гибкую пластиковую трубку, то осторожно снимают ее, чтобы можно было их осмотреть. Если будет определен провод с нарушением изоляции — его нужно будет заменить
Внешний вид
В середине прибора размещается переключатель. С его помощью выбирается режим работы мультиметра.
- По кругу вокруг переключателя нанесены отделы, которые и определяют режимы измерения параметров:
- напряжение: постоянное и переменное;
- ток: постоянный и переменный;
- сопротивление;
- параметры радиодеталей.
Есть три отверстия для щупов, кнопка или тумблер включения и отключения прибора, монитор, на котором высвечиваются результаты.
Перед тем как разбираться с вопросом, как пользоваться цифровым мультиметром, необходимо узнать все о надписях на его панели. Постоянное напряжение обозначается как (V-). Переменное – (V~).
Уже по надписям можно осознать, что функции мультиметра обладают большим диапазоном. Что такое мультиметр, определено, по надписям все понятно, теперь основной вопрос – как пользоваться мультиметром для чайников.
Но, давайте, пока отвлечемся от процесса измерений и внимательно посмотрим на лицевую панель мультиметра. Здесь, кроме цифр, можно увидеть много различных символов, напоминающих друдлы (картинки – каракули, к которым надо придумать объяснение, подпись).
Все мультиметры комплектуются измерительными щупами, причем, у всех моделей приборов они одни и те же: на одном конце однополюсная вилка для подключения к мультиметру, на другом – измерительный щуп, не очень, правда, удобной конструкции.
Щупы, как правило, красного и черного цвета, что позволяет соблюдать полярность подключения. Лучше всего это сделать, как показано на рисунке.
Подключение измерительных щупов к мультиметру
Но, если разобраться, то соблюдение полярности не особо и нужно. При измерении переменного напряжения полярность подключения прибора роли вообще не играет, результат будет одним и тем же.
И все же, измерительные щупы лучше подключить так, как показано на рисунке 2: черный щуп в гнездо с надписью «COM» (общий), а красный в гнездо расположенное выше, что позволит проводить все измерения, кроме измерения токов на пределе 10 A, что приходится делать не слишком часто.
Особенно следует соблюдать полярность подключения щупов в режиме «прозвонки» полупроводников: на красном щупе будет присутствовать плюсовое напряжение омметра, что позволит правильно подключить исследуемую деталь. Подробнее о проверке полупроводников будет рассказано чуть ниже. Подключение щупов для проверки диода показано на рисунке.
На красном щупе «плюс» омметра
Провода в измерительных щупах крепятся только пайкой, а на выходе из пластмассовых наконечников свободно болтаются и мотаются, а со временем отматываются совсем и вылетают. Чтобы этого не произошло, следует укрепить провода в щупах с помощью термоусадочной трубки или изоленты.
Использование батарейки
Проверка прибора батарейкой удобна и заключается в том, что результатом смены полярности щупов становится выведение мультиметром абсолютно одинаковых показателей замеров напряжения.
При использовании батарейки, механизм теста очень прост, и состоит из нескольких несложных этапов:
- выбор режима работы электроизмерительного прибора, который соответствует замерам уровня постоянного напряжения;
- установка измерительных пределов, равных 20 В.
После того, как будут приложены приборные щупы на контакты батареи, замеряются показатели напряжения и снимаются данные.
Исправная батарея показывает напряжение, равное 1,35 В. Однако, в малотребовательных приборах вполне могут использоваться элементы с уровнем заряда не менее 1,2 В. Батареи с минимальным зарядом подлежат обязательной утилизации.
Повторное тестирование позволяет проверять емкостные показатели элемента в условиях нагрузки:
- подсоединение щупа мультиметра к контактам питающего элемента;
- параллельное подключение нагрузочного элемента;
- выдерживание паузы в пределах 30-40 сек.;
- снятие полученных результатов.
Батарейки с остаточными показателями на уровне 1,1 В могут быть использованы исключительно в бытовых приборах, характеризующихся незначительной величиной энергопотребления, но при этом, качественные параметры работы аппаратуры ощутимо снижаются. Следует отметить, что обеспечение максимальной точности получаемых измерений, предполагает предварительную установку на приборе наименьшего предела замеряемого напряжения, благодаря чему легко определяется погрешность измерений.
Важно помнить, что индикация напряжения на уровне 1,6 В при использовании стандартных элементов питания «АА», как правило, не свидетельствует о низком уровне точности электроизмерительного прибора. Многие производители новых источников питания незначительно завышают уровень напряжения, что позволяет обеспечивать батарейке максимально продолжительный срок службы
Максимально точные данные удаётся получить при замерах с нагрузкой, а в качестве основного нагрузочного элемента, чаще всего используется традиционная лампочка, предназначенная для установки в карманный фонарик.
Зачем проверять батарейки
Есть три причины, по которым еще работающая батарейка может оказаться в утиле:
1. «Померла» лишь одна бракованная батарейка в связке, из-за которой создается впечатление, что «выдохся» весь комплект. Такое не редкость, особенно когда покупаются дешевые батарейки.
Вставляешь в устройство комплект из четырех, оно какое-то время работает, потом батарейки как будто садятся.
Но при проверке выясняется, что на самом деле «померла» лишь одна из-за заводского брака, а остальные выработали свой ресурс процентов на 15%.
2. Прожорливое устройство не расходует энергию батареек до конца. Еще есть случаи, когда батарейки используются в весьма прожорливом электронном устройстве, которое может использовать их не до конца. Конкретный пример – игрушка Furby. Она начинает сбоить, когда в батарейках остается еще треть запаса энергии.
Соответственно, эти батарейки можно использовать в каком-то другом месте, которое не столь требовательно к остаточному ресурсу.
Почему так происходит?
Вот так выглядят графики разряда солевых и щелочных (алкалиновых) батареек:
Взято отсюда.
По моим наблюдениям большинство устройств перестанут работать или будут работать неудовлетворительно, когда напряжение опускается до 1,1 В.
3. Слегка окислившиеся контакты создают впечатление севшей батарейки. Вы достаете как бы севшую батарейку, но при проверке оказывается, что она еще вполне рабочая. Причина, чаще всего, кроется в слегка окислившихся контактах, на которых увеличивается сопротивление, соответственно, начинает падать напряжение и ток.
Мультиметр полуавтомат или автомат
Профессионалам с ним работать намного удобнее. Ведь не нужно постоянно переключать пределы измерений, но на полуавтомате всё же нужно переключать режимы, галетным переключателем и клавишей RANGE. Последней уже производится выбор необходимого режимы измерений. Также мультиметры полуавтоматы и автоматы имеют больше функций, чем более простые собраться. Измерение индуктивности, ёмкости, частоты. Аналоговая шкала на дисплее, подсветка, крепления на пояс, к стене, магнитное для подвеска. Все прелести можно обобщить с разных моделей мультиметров, но все они отличаются. Есть бюджетные варианты, а есть и профессиональные, с повышенным классом точности, скоростью ответа прибора и более дискретными режимами работы и функциональности приборов.
Что же касается старых стрелочных приборов, некоторые их называют «дедушкины». Не стоит списывать со счетов такие приборы, как Цэшки, ТЛ-4М и аналоги. Данные тестеры имеют повышенный класс точности. Зеркальная шкала на Цэшках снижает эффект параллакса при замерах, т.е. позволяет видеть зеркальное положение стрелки относительно шкалы головки прибора. Многие специалисты высокого уровня и сегодня в своей практике используют старые добрые отечественные приборы советских разработок. Они позволяют производить те же самые замеры, что и мультиметры. Единственный их минус, слабая система защиты приборов, а зачастую и вовсе её отсутствие, но для профи это не является проблемой. Можно было бы назвать минусом и их габариты с удобствами, но свой век данная категория измерительной техники проживает очень даже достойно, т.к. в отличие от большинства мультиметров, стрелочники при слабой батарейке так врать не будут в показаниях, считается что они наиболее точные.
Замыкание контактов в режиме измерения сопротивления
В условиях отсутствия специального оборудования, применяемого с целью калибровки измерительного прибора, проверка точности получаемых показаний определяется не только при помощи обычной батарейки, но и посредством замыкания контактов на режиме замеров показателей сопротивления.
Требуется обратить внимание на тот факт, что данные работы могут быть произведены исключительно в режиме замеров уровня сопротивления, так как некоторые модели, предназначенные для измерения других параметров, в результате замыкания контактов часто выходят из строя
Режим измерения сопротивления/прозвонка/диодный тест
После того, как щупы будут подключены к соответствующим разъемам, и произойдёт контактное замыкание, индикатор измерительного прибора должен выражать сопротивление «О». Наличие любых других показаний свидетельствует о неисправности тестера.
При необходимости выполняется измерение резисторного сопротивления с заведомо известными показателями. Однако даже исправные мультиметры в результате неправильной эксплуатации, способны искажать получаемые данные. Используется стандартное правило подключения, при котором щуп красного цвета подсоединяется к положительному полюсу, а черный провод — к отрицательному.
Галогеновые лампочки
Для начала напомним, что галогеновую лампу относят к тепловому источнику освещения. В ней, как и в обычной лампочке, есть спираль. Под воздействием тока она нагревается и производит световое излучение. Повышенная яркость и насыщенность создается за счет наличия в колбе газовой смеси, в состав которой входят галогены (отсюда и название). Такой тип ламп широко применяют для создания точечного освещения или подсветки.
Что делать, если галогеновая лампочка перестала гореть?
- для начала стоит проверить напряжение в цоколе осветительного прибора;
- если с напряжением все в порядке проверке подвергают лампочку.
Последовательность проверки галогеновой лампы
Проверять будем также мультиметром. Для этого устанавливаем на приборе режим для измерения минимального сопротивления.
- кладем лампочку рядом с прибором;
- берем щупы в руки;
- прикладываем к выводам лампочки.
Показания зависят от типа лампочки и от того насколько она остыла после предыдущего включения. Сопротивления также будут разными для бытовой лампы на 220 вольт и для автомобильной на 12 вольт, но в любом случае величина сопротивления будет в пределах от 0.5 Ом до единиц Ом. Если же значение стремится к бесконечности, то лампа признается нерабочей.
Проверка инфракрасного диода
Действительно, почти в каждом доме есть такой LED. В пультах дистанционного управления они нашли широчайшее применение. Представим ситуацию, что пульт перестал переключать каналы, вы уже почистили все контакты клавиатуры и заменили батареи, но он все равно не работает. Значит нужно смотреть диод. Как проверить ИК-светодиод?
Человеческий глаз не видит инфракрасного излучения, в котором пульт передаёт информацию телевизору, но его видит камера вашего телефона. Такие светодиоды используются в ночной подсветке камер видео наблюдения. Включите камеру телефона и нажмите на любую кнопку пульта – если он исправен вы должны увидеть мерцания.
Методы проверки мультиметром ИК светодиода и обычного — одинаковы. Еще один способ как проверить инфракрасный светодиод на исправность – подпаять параллельно ему LED красного свечения. Он будет служить наглядным показателем работы ИК диода. Если он мерцает, значит сигналы на диод поступают и нужно менять ИК диод. Если красный не мерцает, значит сигнал не поступает и дело в самом пульте, а не в диоде.
В схеме управления с пульта есть еще один важный элемент, принимающий излучение — фотоэлемент. Как проверить фотоэлемент мультиметром? Включите режим измерения сопротивления. Когда на фотоэлемент попадает свет – состояние его проводимости изменяется, тогда изменяется и его сопротивление в меньшую сторону. Понаблюдайте этот эффект и убедитесь в исправности или поломке.
Как прозвонить коллекторный двигатель
Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.
Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.
Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.
Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.
Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.
В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.
Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.
Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.
Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.
Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.
Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.
Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.
Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.
Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.
Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.
Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.
Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.
Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.
Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.
При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.