6 эффективных средств для обезжиривания поверхностей перед склеиванием
Содержание:
- Что применяют в заводских условиях
- Щелочные обезжириватели
- Пластик
- Сольвент
- Способы очистки
- Чем лучше обезжиривать
- Средства, традиционно используемые для обезжиривания поверхностей
- Ацетон
- Обзор популярных производителей
- Простые и доступные средства
- Необходимость процедуры и методы
- Оклейка проемов
- Рекомендации специалистов при обезжиривании авто своими руками
- Чем обезжиривать кузов автомобиля
- Зачем нужно обезжиривать автомобиль
Что применяют в заводских условиях
В заводских условиях применяется раствор карбоната натрия (35-50 г/л) либо раствор гидроксида натрия (90-150 г/л)
Такой обезжириватель для авто стоит использовать с особой осторожностью. Перед началом работ рекомендуется надеть перчатки, так как натрий сам по себе очень едкий
Раствор способен не только удалить жир с поверхности кузова, но и разъесть кожу на руках.
Помимо этого, щелочные растворы не способны полностью удалить пятна масла и загустевшей смазки. Такие составы обладают низкой моющей способностью. Применять щелочь рекомендуется только после ее нагрева до 90°С. Доводить ее до кипения нельзя. Стоит отметить, что кислые растворы хорошо удаляют оксидную пленку, но плохо смывают жир. Так чем лучше обезжирить поверхность кузова?
Щелочные обезжириватели
Обезжиривающие растворы на основе щелочей характеризуются целым рядом преимуществ:
- высокая эффективность, в том числе и против высокой степени загрязнения;
- малая вредность;
- отсутствие пожароопасности;
- экологичность;
- разнообразные методы нанесения на поверхность.
В ходе взаимодействия со щелочными растворами омыляемые жирные соединения разрушаются. Неомыляемые образуют эмульсию и удаляются вместе с ней. Существенный недостаток щелочных растворов – после обработки ими необходимо применять защиту от коррозии.
Поверхностно — активные вещества весьма эффективно растворяют жировые загрязнения. При попадании на грязные участки образуется пена, снижающая поверхностное натяжение и силу сцепления молекул друг с другом. Загрязнения в твердой и жидкой форме разрушаются и переходят в растворы и эмульсии, которые потом легко удалить. В средствах для обезжиривания поверхности содержится до 10% ПАВ.
Если кроме жировых загрязнений с поверхности требуется также снять и тонкие пленки оксидов, то применяют растворы кислот слабой концентрации. Такая обработка проводится, например, перед сваркой цветных металлов и их сплавов.
Щелочное средство для удаления комбинированных загрязнений
Поверхности, обработанные обезжиривающими веществами, в обязательном порядке промывают водой. Если оставить солевые осадки, они смогут повредить лакокрасочное покрытие за счет роста его влагопроницаемости и снижения защиты от коррозии.
Пластик
С ним ситуация гораздо сложнее. Видов пластика, используемого в автомобилестроении, довольно много. Некоторые пузырятся и корежатся от бензола или ацетона, других ведет во все стороны от бензина, а какие-то даже растворяются в дихлорэтане.
Чем лучше выровнять стену гипсокартоном или шпаклевкой? Ряд пластмассовых деталей вполне равнодушны к уайт-спириту, и их вполне можно обезжирить им. Но лучше не экспериментировать и купить специальный, мягкий препарат вроде PiTon или APP WК900.
Да и те лучше предварительно опробовать на каком-нибудь малозаметном участке и в микроскопической дозе.
Сольвент
Так же может использоваться в качестве обезжиривателя. В торговой сети может идти под названием «Нефрас Ф-130/150». Прозрачная бесцветная или слегка желтоватая жидкость. Изготавливается на основе нефтяных фракций. Реже – каменноугольных. При покраске машины может использоваться не только как обезжириватель, но и в качестве разбавителя краски. Превосходно смывает все автоконсерванты.
В то же время сольвентом разбавляются резинобитумные и сланцевые автомобильные мастики. Краски, изготовленные на основе сольвента, обладают уникальными свойствами. Благодаря высокой адгезии они создают устойчивое покрытие. Работая с сольвентом необходимо строго соблюдать меры безопасности.
Способы очистки
Важно понять, что под обезжириванием понимают не просто удаление жиров. Это фактически очистка загрязнений, в числе которых могут быть жирные и масляные компоненты
Поскольку они препятствуют нормальной покраске, от них следует избавиться.
Существует 3 основных способа выполнения подобной задачи.
- Механические методы. Достаточно трудоемкий и длительный. Используется, чтобы добиться легкой шероховатости, обеспечивающей качественное сцепление. Загрязнения удаляются ручными и электрическими инструментами. Но идеальной очистки получить не удается, потому обычно механические методы сочетаются с другими;
- Химические. Самые простые способы избавиться от порой даже незаметной грязи на металле. Здесь не нужно тратить много времени и сил. Результат достигается благодаря особому воздействию жидкого средства, которое смывает масло, жиры, расщепляет их структуру;
- Электрохимические. Подразумевают применение специального оборудования. Реализовать можно только в промышленных условиях. На металл воздействуют электрозаряды вместе со специальными жидкими химическими растворами. Технология отличается высокой эффективность, но отклонение от норм может привести к порче металла.
Поскольку мы говорим про домашние методы обезжиривания, здесь оптимальным становится именно химический способ. Если участок металла имеет более серьезные проблемы в виде царапин, дефектов или следов коррозии, его лучше предварительно обработать механическим способом.
А завершается процедура очисткой с помощью проверенных и рекомендуемых химических жидкостей.
Чем лучше обезжиривать
Органические загрязнения растворяются во многих веществах. Проблема в том, что некоторые из них в свою очередь потребуют удаления и оказаться это может даже сложнее, чем нейтрализация первичных загрязнений.
Поэтому к выбору обезжиривателя надо подходить серьёзно, лучше всего доверить подобную работу профессионалам, хорошо знакомым со свойствами, работой и последствиями применения различных растворителей органики.
Перед покраской
Перед каждой операцией нанесения многослойного лакокрасочного покрытия (ЛКП) можно использовать различные составы.
Первичной очистке подвергается голый металл кузова. Он проходит механическую зачистку для удаления следов коррозии и всевозможных органических и неорганических загрязнений.
Можно подумать, что при подобном снятии даже верхнего металлического слоя надобности в отдельном обезжиривании нет. Это не так.
Механообработка может не только оставить жировые следы, но и усугубить ситуацию, глубоко внедрив их в поверхность чистого металла, получившего необходимую степень зернистости.
Такой материал нуждается в качественной мойке. Проводится она обычно в три этапа – обработка моющими средствами на водяной основе с поверхностно-активными веществами и небольшой щёлочностью, обработка простыми, но эффективными растворителями, вроде уайт-спирита и ему подобных, и затем качественная очистка от их следов более благородными веществами профессионального типа или антисиликоном.
Маляры имеют привычку проходить обезжиривателями и растворителями рабочую зону после каждой процедуры.
Не всегда это оправдано, но таков опыт, погубить работу никому не хочется. Но совершенно точно обезжиривание потребуется после окончательной подготовки загрунтованной поверхности под окраску.
Используется только специальный качественный смывающий обезжириватель-антисиликон, иначе можно всё испортить, вступив в реакцию с уже использованными расходными материалами.
Не стоит путать мойку с обезжириванием, хоть в первом случае жиры также удаляются, причём вместе со всеми иными видами загрязнений. Но используются другие вещества.
Например, автошампунь никак нельзя считать пригодным для обезжиривания. Как и нефтепродукты типа уайт-спирита, керосина или бензина. После них потребуется ещё более тщательное удаление органики.
Сейчас для окрашивания используются комплексы материалов одного производителя. В их состав и входят растворители и антисиликоны, технологии продуманы до мелочей.
Перед полировкой
Полировки могут преследовать цель освежения покрытия путём абразивного снятия верхнего его слоя или консервирования хорошо сохранившегося ЛКП с заполнением составом типа воска или полимеров мелкой структур пор и микротрещин.
В обоих случаях обезжиривание будет нелишним, поскольку при абразивной обработке оно обеспечит равномерность обработки поверхности, исключив образование комков обрабатываемого и расходного материала. Риск появления дополнительных царапин уменьшается.
Если покрытие защищается декоративно-консервирующим составом, то не стоит его смешивать с веществами неизвестного происхождения, случайно попавшими на кузов, а при их прочной адгезии с ЛКП возможно образование пятен и кратеров, даже если кузов был вымыт с автомобильным шампунем.
Обезжириватель или антисиликон сработают гораздо эффективней, и полироль будет иметь дело с лаком или краской, на работу с которыми он и рассчитан.
Перед мойкой
Если считать моющий раствор, содержащий щёлочь, поверхностно-активные и диспергирующие вещества, а именно так и устроены шампуни, средством, удаляющим жир, то в большинстве случаев этого будет достаточно. Но есть тяжёлые случаи, когда ни один шампунь справиться не может.
Например, популярным случаем является удаление битумных пятен, для которого продаётся специальный состав, обычно так и обозначаемый.
Фактически это классический обезжириватель-антисиликон. Может быть использован и антистатик, который тоже способен растворять органику.
Перед наклейкой скотча
Некоторые элементы внешнего тюнинга, обвесы и прочее, крепятся к кузову прямо на краску через двусторонний скотч.
Хорошо удерживать эти достаточно массивные украшения он будет способен, только если предварительно качественно очистить всё теми же средствами места, подлежащие оклейке или хотя бы тщательно протереть поверхности спиртом, лучше изопропиловым, он не так быстро испаряется.
Средства, традиционно используемые для обезжиривания поверхностей
Не каждое средство подойдёт для обработки дерева, пластика, металла и других материалов, поэтому внимательно читайте инструкцию на упаковке. Изучите, как действует тот или иной состав, и обязательно протестируйте его на отдельном участке обрабатываемой детали.
Щелочные обезжириватели
Все обезжириватели на основе щёлочи содержат от двух до четырёх щелочных компонентов. Также в состав входят поверхностно-активные агенты, вода, кондиционеры и ингибиторы коррозии. К щелочным компонентам относятся следующие вещества:
- амины;
- кальцинированная сода;
- силикаты и фосфаты.
Обработку любых поверхностей щелочными средствами следует проводить с соблюдением техники безопасности – нужно обязательно работать в респираторе и перчатках.
ФОТО: newton.uaПод воздействием силикатов происходит эмульгирование загрязнений, снятых с обрабатываемой поверхности. Это упрощает процесс очистки. Для получения желаемого результата нанесите на тряпку небольшое количество раствора и обработайте одну зону, после чего добавьте ещё несколько капель средства на поверхность
Органические химические растворители
Для того чтобы выполнить качественную очистку любых поверхностей перед покраской или склеиванием, заранее узнайте, какие средства используются при обезжиривании дерева, металла или пластика.
Растворители обладают следующими характеристиками:
- хорошая растворяющая способность;
- химическая инертность по отношению к обрабатываемой поверхности;
- относительная безопасность растворов, предназначенных для использования в домашних условиях.
Органические растворители подходят для удаления жира и грязи с пластмассовых и резиновых изделий.
Удаление жира методом эмульгирования
Эмульгирование жиров происходит при воздействии химически активных веществ. Если вам нужно обработать поверхности, которые загрязнены не только жиром, но и металлической пылью, то используйте для обработки растворы с эффектом эмульсионного обезжиривания. Обычные растворители и щелочные растворы в этом случае не произведут желаемого эффекта.
ФОТО: wikihow.comПосле того как будет проведена обработка поверхности, приступайте к покраске или приклеиванию деталей. Не допускайте появления на основании нового слоя пыли или попадания на него мелких ворсинок и капель жира
Обезжириватели на водной основе
Очистители на водной основе отлично подходят для обработки различных поверхностей и удаления следующих пятен:
- силикона;
- соли;
- жира;
- воска.
Также с помощью обезжиривателя на водной основе вы сможете с лёгкостью удалить следы, оставшиеся от дорожных реагентов. Главный плюс этого средства в том, что оно не влияет на лакокрасочное покрытие, а значит, его можно использовать при обработке пола. Кроме того, обезжириватели на водной основе обладают антистатичными свойствами и подходят для обработки пластиковых изделий, которые нельзя обрабатывать растворителями.
Ацетон
Ацетон, как обезжириватель, так же нашел широкое распространение. Бесцветная прозрачная жидкость с резким специфическим запахом. Превосходно растворяет масляные и жировые пятна, различные смолы.
Используется для разбавления грунтовок, краски, эмали и лака. Входит в состав некоторых растворителей. Изготавливается на спиртовой основе. Обладает высокой летучестью.
Работая с ацетоном необходимо в обязательном порядке принять меры к защите кожи, глаз и органов дыхания. Пользоваться открытым огнем, находиться вблизи работающих электроприборов строжайше запрещено. Для удобства работы с использованием ацетона лучше всего применять пульверизатор.
Обзор популярных производителей
Для того, чтобы выбрать качественного производителя необходимо отталкиваться от некоторых факторов, и определить, какая жидкость подойдет для снятия липкого слоя:
- Характер загрязнения;
- Материал, который необходимо обрабатывать;
- Сила загрязнения;
- Качество очистки.
Следует отметить, что органические вещества лучше всего справляются с жиром, мазутной смесью, смазочными материалами, битумными соединениями. Помимо этого они способны очистить от силиконовых загрязнений. Обезжириватель «Бензин-калоша» – яркий представитель, среди конкурентов. Он отличается тем, что не имеет цвета и производиться при прямой перегонке нефти.
Если говорить за кислотные или щелочные соединения хуже очищают углеводороды, однако они справляются с пленками. Помимо этого избавляют, метал от ржавчины и дальнейшей коррозии.
Простые и доступные средства
Могу сказать, что нет принципиальной разницы в том, что именно вам требуется обезжирить. У кого-то проводится обработка сантехнических труб, другие же занимаются восстановление ЛКП на машине. Тут главное быть аккуратным и придерживаться рекомендаций.
Заглянув на тематический форум, я заметил, что ведутся активные споры касательно того, чем можно обезжиривать, а чем нельзя. Имея солидный опыт в этом деле, могу поделиться собственными наблюдениями и знаниями.
- Уайт спирит. Одно из самых распространенных средств в быту и для обслуживания автомобиля. Жидкость предельно простая и доступная. Легко удаляет загрязнения, хорошо справляется с отложениями. Но для удаления стойкого жира придется приложить дополнительные усилия. Характеризуется едким запахом. Использовать строго в проветриваемом помещении или на открытом воздухе, но не под солнцем;
- Ацетон. Его следует применять с максимальной аккуратностью. Ацетон отличается тем, что вступает с некоторыми металлами и химическими соединениями в активную реакцию. В случае с машиной рисковать не стоит;
- Керосин. Если требуется обезжирить металл, подойдет только очищенный керосин без каких-либо примесей. Но его лучше брать в крайних ситуациях. Когда обработке подвергается большой участок кузова, керосин под запретом. Тут лучше взять бензин с высоким октановым числом;
- Мыльные растворы. Всевозможные жидкости на основе обычных моющих средств или даже мыла. Хороший вариант, если нужно убрать загрязнения с небольших участков, выполненных из хрупкого металла.
После обработки важно добиться полного высыхания остатков средств. Растворители и особо едкие соединения использовать на практике не рекомендуется
Если вы дорожите собственным автомобилем, подобный риск может обернуться неприятными последствиями. Главная проблема в том, что о негативном воздействии обезжиривателя порой узнают уже после завершения покрасочных работ
Растворители и особо едкие соединения использовать на практике не рекомендуется. Если вы дорожите собственным автомобилем, подобный риск может обернуться неприятными последствиями. Главная проблема в том, что о негативном воздействии обезжиривателя порой узнают уже после завершения покрасочных работ.
Необходимость процедуры и методы
Обезжиривание представляет собой процесс, в ходе которого с поверхности полностью смывается зачастую незаметный слой масла или жира. Загрязнитель попадает на основание различными способами. Такую обработку проходят все изделия, которые подготавливаются к нанесению краски.
Эту процедуру можно выполнить различными методами, не все они подойдут для домашнего использования. От правильного выбора средства зависит качество результата и трудоемкость работ.
Существует несколько основных вариантов очистки, которые могут выполняться отдельно или комбинированно, что позволяет добиться желаемого итога даже при сильном загрязнении.
- Механический. Этот метод отличается трудоемкостью и серьезными временными затратами. Применяется для получения шероховатого основания, дающего лучшее сцепление. Слой загрязнения снимается при помощи электрического и ручного инструмента. Такой вариант не дает идеального результата, поэтому часто дополняется другими способами.
- Химический. Наиболее популярный метод, чтобы обезжирить нужный элемент. Это объясняется тем, что рабочий процесс не требует особых физических усилий и не отнимает много времени. В ходе этой процедуры на поверхность наносится выбранное жидкое средство. В зависимости от степени воздействия, вещество смывает масла и жиры или разрушает их структуру.
- Электрохимический. Этот вариант применяется при соблюдении особых условий, которые доступны только промышленным предприятиям. Суть заключается в том, что на основание воздействует электрический заряд и определенные химические вещества. Способ позволяет выполнить полную очистку, но любые отклонения от технологии ведут к порче обрабатываемого металла.
В домашних условиях хорошего результата можно добиться при помощи химических соединений, в качестве предварительной процедуры очистки применяется механический метод. Это позволяет покрасить металлическую поверхность без дальнейших проблем.
Оклейка проемов
В завершение подготовительного процесса следует заклеить малярным скотчем все дыры и проемы. Таким образом, не нужно будет доставать из них остатки полировочной пасты. Полоски из скотча должны быть не больше сантиметра. После оклеивания можно приступать к самой полировке.
Если полировка производится не на сервисных станциях, то рекомендуется выбирать несолнечный день и нехолодную погоду. Естественно, на дворе не должно быть осадков. Рекомендуется производить работу в гараже, поскольку ультрафиолет быстро сушит пасту. Сам гараж должен иметь неплохую вентиляцию и хорошее освещение. При правильном освещении будут лучше видны результаты. Детали, которые не удалось демонтировать, следует заклеить скотчем.
Рекомендации специалистов при обезжиривании авто своими руками
Специалисты отмечают лёгкость выполнения процедуры, но важность соблюдения базовых правил:
Обезжиривание выполняется несколько раз за весь цикл покраски. Изначально используется растворитель, далее выполняется удаление царапин на авто, а затем повторная обработка обезжиривателем.
Используются только специализированные обезжириватели или безопасные растворители.
Если обрабатывается автоэмаль для дисков, важно следить за совместимостью материала и обезжиривателя. Диски подвергаются многочисленным разрушительным влияниям, отчего нуждаются в дополнительных защитных покрытиях
Самая надёжная – порошковая окраска дисков. При неправильном сочетании наступают непредсказуемые эффекты.
Все этапы подготовки и окрашивания рекомендуется выполнять в специальной камере. Существует несколько способов, как сделать покрасочную камеру.
Процедура удаления жиров и других сложных загрязнений – это важный шаг на пути создания качественного и долговечного лакокрасочного покрытия. Если игнорировать этот этап, появятся сморщивание, пятна с нехарактерным цветом, вздутие и другие дефекты.
Чем обезжиривать кузов автомобиля
Есть два типа обезжиривающих веществ: средства фабричного производства сложного состава или простейшие, например, растворители. Сегодня производители автохимии поставляют немало модификаций обезжиривателей. Каждый известный бренд разработал фирменный состав. Форма выпуска их может быть различной:
- растворители с органической или искусственной базой;
- щелочные эмульсии в воде;
- безворсовые салфетки, пропитанные активным веществом.
Самое известное средство для удаления жира – уайт-спирт. Он хорошо удаляет жировые загрязнения органического происхождения, а также каучуковые и битумные пятна.
В перечне растворителей также числятся:
- ацетон;
- керосин;
- имеющийся в каждом гараже растворитель – бензин.
Однако все они высокопожароопасны. Обращение с ними требует строгого соблюдения правил безопасности. Они могут оказать непоправимое негативное воздействие. Без опаски этими веществами можно обрабатывать только поверхности из металла, находящиеся на виду: трубы, профили.
Для удаления неорганических жировых загрязнений подойдут другие химические составы – Нефрас-2 и Сольвент.
Новое слово рынка автохимии – универсальные «антисиликоны». Их свойства:
- отлично удаляют все типы жировых отложений;
- не оказывают на металл агрессивного влияния.
Антисиликоны подойдут и для покраски, и для полировки либо тщательной мойки машины. Но на пластиковые детали лучше воздействует другой обезжириватель, условно называемый «антистатик».
Перед полировкой
Лучший обезжириватель кузова перед полировкой – смешанный с лубрикантом тонкообразивный состав в формате:
- глины;
- скраба-салфетки;
- скраба-перчатки.
Обратите внимание!
Диаметр абразивной крошки должен быть минимальным, иначе есть опасность повредить царапинами лакокрасочное покрытие.
Перед покраской
Антисиликон – универсальный обезжириватель перед покраской. Он может быть для грубой, средней или тонкой обработки, появились варианты специально для пластика. Второй обязательный компонент – финальный обезжиривающий состав с водно-спиртовой базой. Он удаляет загрязнения, к которым невосприимчив классический антисиликон – соли, слабые кислотные растворы.
Популярные составы для обезжиривания перед перекраской – БР-2, Нефрас С2, Ситранол, DINITROL.
Растворитель 646 и его аналоги в этом случае лучше не использовать. Это же касается ацетона.
Перед наклейкой скотча
Не следует допускать применения агрессивных средств. Лучший вариант – антисиликоны фабричного производства. Подойдут также классические обезжириватели на основе спирта.
Перед мойкой
Если традиционный автошампунь не способен удалять жировые загрязнения на кузове, ему тоже поможет антисиликон. Обязательно использование финишного состава – воска, полироля. Они:
- защищают лакокрасочное покрытие;
- придают машине «богатый» вид.
Зачем нужно обезжиривать автомобиль
Суть процесса – удаление с поверхности машины жира. Процедура обязательна перед покраской, другими операциями. Если обезжиривание не проводить или выполнить его некачественно, работы по перекраске придется проводить повторно. К необезжиренной поверхности покрасочный материал не прилипает, а после высыхания окрашенного кузова на нем образуется множество морщин, появляются вздувшиеся пузыри.
Если эксплуатировать машину в городских условиях (хотя для сельской местности это столь же актуально), со временем проявляются неприятные детали:
- загрязнения смываются не полностью;
- даже после самой качественной мойки остаются разводы;
- при проведении по корпусу автомобиля рукой чувствуются шероховатости;
- автомобиль становится тусклым.
Решение этой проблемы простое – нужна тщательная мойка, возможно, с предварительной полировкой. Однако перед тем требуется обезжирить корпус. Эта операция уберет следы городской копоти, отпечатки пальцев и ладоней, другую грязь.
Необходимо обезжиривать кузов также перед внешним тюнингом, который заключается в нанесении на корпус авто наклеек, пленок, скотча.